Фотохостинги imageshack.us и piccy.info/, а также smayliki.ru и ifotki.info и др.
заменили все фото, которые там размещали пользователи на провокационный текст. Если видите - жалобите, пожалуйста. Размещали сами - удаляйте! Это угрожает существованию форума!
Любое обсуждение текущей международной ситуации - бан без предупреждения.
****
ВАЖНО! В случае получения подозрительных ЛС (спам, попрошайничество и т.п.) высылайте на admin ЦИТАТУ и СКРИНШОТ.
Заметили, что у Вас cтало меньше сообщений? Не переживайте! Из объемных тем удаляются сообщения с неактуальной информацией ("где купили", битые ссылки, оффтопы и др.)
Когда форум "тормозит", получаются дубли сообщений. Мы будем благодарны вам за жалобы (кнопка \!/) на дублях - так сможем удалить их быстрее!
заменили все фото, которые там размещали пользователи на провокационный текст. Если видите - жалобите, пожалуйста. Размещали сами - удаляйте! Это угрожает существованию форума!
Любое обсуждение текущей международной ситуации - бан без предупреждения.
****
ВАЖНО! В случае получения подозрительных ЛС (спам, попрошайничество и т.п.) высылайте на admin ЦИТАТУ и СКРИНШОТ.
Заметили, что у Вас cтало меньше сообщений? Не переживайте! Из объемных тем удаляются сообщения с неактуальной информацией ("где купили", битые ссылки, оффтопы и др.)
Когда форум "тормозит", получаются дубли сообщений. Мы будем благодарны вам за жалобы (кнопка \!/) на дублях - так сможем удалить их быстрее!
Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Модератор: Kamille
-
- Новичок на форуме
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 23 май 2011, 16:43
Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
В Волгограде вышел 3 номер журнала "Куклы в народных костюмах ". По счастливой случайности я стала обладательницей 2 и 3 номера(с куклой в карачаево-черкесском праздничном наряде),хотя живу в городе Королев МО!! На той неделе моя мама ездила в командировку в Волгоград и привезла мне оттуда этот великолепный подарок. Куколки оказались еще красивее чем на фото(собенно черкеска)и полностью оправдали мои ожидания. Качество гораздо лучше чем у Дам Эпохи, а радует больше всего то, что куколки стоят и с ногами у них все нормально. Честно говоря сама этого не ожидала. Вообще я уверена, что у кукол из тестовой серии качество намного лучше чем будет потом в основной. Тем не менее, от идеи собрать всех Дам Эпохи не отказалась и завтра пойду за Элизабет Беннет.В эти же две я просто влюбилась!!!
Мои красавицы:
http://radikal.ua/data/upload/4fa6c/689 ... 8ef7e5.jpg
Мои красавицы:
http://radikal.ua/data/upload/4fa6c/689 ... 8ef7e5.jpg
Re: "Дамы эпохи. Моя коллекция кукол"
Ksenia patrikevna , красивые у вас куколки, ваша черкеска мне тоже понравилась, жаль, что в Москве таких нет
- Alena Doll
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 3080
- Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 17:16
- Откуда: Москва
Re: "Дамы эпохи. Моя коллекция кукол"
Да, такие куклы гораздо интересней и вот их, действительно, хочется собрать всех. К тому же, я так поняла, костюмы делает "Потешный промысел", это тебе не Китай. Хохлушку так охота, сил нет я бы из нее Солоху сконтролила Были бы у меня Маргарита, Сонечка и Солоха
-
- Новичок на форуме
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 23 май 2011, 16:43
Re: "Дамы эпохи. Моя коллекция кукол"
Ну давайте не унывать и надеяться что в скором времени этих кукол будет возможно купить во всех уголках России. Я думаю что это время не за горами,так как такая коллекция будет пользоваться огромным успехом. После Дам Эпохи небольшое разнообразие в нарядах нам не повредит
Re: "Дамы эпохи. Моя коллекция кукол"
Какие красавицы, особенно порадовала черкеска! и ведь лица разные! Интересно, костюмы у них тоже немилосердно приклеены к телу? Или другой производитель все-таки пожалел девочек?
Сегодня купила Соню Мармеладову, купила (только не кидайтесь тапками ) только ради платья в надежде, что оно влезет на Момоку (кощунство, я понимаю, но уж очень расцветка понравилась). Мдаа, производитель явно не предвидел, что с коллекционными куклами можно так поступать - платье мало того, что "сшито" клеем, так еще и к телу приклеено !
Сегодня купила Соню Мармеладову, купила (только не кидайтесь тапками ) только ради платья в надежде, что оно влезет на Момоку (кощунство, я понимаю, но уж очень расцветка понравилась). Мдаа, производитель явно не предвидел, что с коллекционными куклами можно так поступать - платье мало того, что "сшито" клеем, так еще и к телу приклеено !
- ctepaa
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 1696
- Зарегистрирован: 06 дек 2009, 11:09
- Откуда: Санкт Петербург гражданка
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
народные костюмы мне были-бы интересней!Жаль у нас пока таких нет.
- Svaja
- Постоянный житель форума
- Сообщения: 208
- Зарегистрирован: 05 окт 2010, 09:56
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Ksenia patrikevna, а сам журнал о чём? О куклах, о народных костюмах или о чём-то ещё? Похож на журнал, прилагающийся к "Дамам..."?
-
- Новичок на форуме
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 23 май 2011, 16:43
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Наконец-то сегодня получила свою посылку с первым выпуском. Куколка просто очаровательная. Наконец-то у меня есть первые 3 выпуска!
http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/ba1 ... 1b2048.jpg
http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/fb1 ... cda935.jpg
http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/ba1 ... 1b2048.jpg
http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/fb1 ... cda935.jpg
-
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2656
- Зарегистрирован: 21 окт 2009, 16:12
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
На сайте написано, что запустят после 19 января. Я тоже эту серию жду.
Кстати, черкеска - это элемент горского и казачьего костюма. А если речь идёт о представительнице народа, то надо говорить черкешенка.
Mamazebra, а что будете с раздетой Соней делать? Если не нужна - я б купила на переделку...
Уппс... не посмотрела на дату поста...
И тем не менее...!
Кстати, черкеска - это элемент горского и казачьего костюма. А если речь идёт о представительнице народа, то надо говорить черкешенка.
Mamazebra, а что будете с раздетой Соней делать? Если не нужна - я б купила на переделку...
Уппс... не посмотрела на дату поста...
И тем не менее...!
-
- Серьезно интересуюсь
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 12:30
- Откуда: Химки
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
А меня не увлекло ... Может, они и красивы будут у нас. конечно, но и так уже собираю и Дам, и Дом, и еще их журнал "Дворцы и усадьбы" покупаю... Надо наконец остановиться.
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
А я сегодня купила первую куклу в костюме Московской губернии. Они уже есть в Москве в киосках. 129 руб. Ооочень мне понравилась, просто супер. С ней хочется поиграть в сказку " Морозко". Не фотала, потому что поздно уже и темно. И очень понравился журнал - содержательный и познавательный. Как-то на мой взгляд лучше и полезнее эта серия, чем Дамы эпохи, если для детей покупать. Да если честно, то и сами в обед на работе читали сидели и разглядывали.
-
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2656
- Зарегистрирован: 21 окт 2009, 16:12
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Кстати, в платке ей куда лучше, чем в шапке тестовой серии! Во-первых, платок - традиционнее (всё-таки, шапка в русском костюме для женщин нехарактерна: это мужской головной убор. Зимние шапки особой, немужской формы, женщины носили только в отдельных регионах Севера), во-вторых - образ ярче и женственнее.
По поводу лысинки сзади - в конце-концов, что нам мешает подклеить дополнительные волосики? Такой девушке непременно нужна коса с бантом, свисающая сзади из-под платка!
2 Plyushka, а у них и ножки сгибаются?
Везёт Москве, они уже при трофеях... Ну ничего, скоро и на нашу улицу праздник наступит...
По поводу лысинки сзади - в конце-концов, что нам мешает подклеить дополнительные волосики? Такой девушке непременно нужна коса с бантом, свисающая сзади из-под платка!
2 Plyushka, а у них и ножки сгибаются?
Везёт Москве, они уже при трофеях... Ну ничего, скоро и на нашу улицу праздник наступит...
- Plyushka
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2153
- Зарегистрирован: 09 сен 2011, 23:41
- Откуда: Мытищи, МО
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin писал(а): Plyushka, а у них и ножки сгибаются?
Да, куклы же на резинку собраны. Ручки и голова крутятся, ножки гнутся. Но усадить можно только с прямыми ногами, так как ноги целиком литые. Как, впрочем и ручки.
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Насчет косы - абсолютная правда. И хорошо бы платок отодрать...Пусть будет просто повязан. Коса нужна, спору нет. И еще мне очень понравился журнал. Почитала с удовольствием. Я не спец в народных костюмах или обрядовых куклах, поэтому мне было интересно. Там еще и песенка, и дразнилки. Детям вообще должно понравиться. И иллюстрации хорошие.
- Beauty4243
- Мир кукол зовет...
- Сообщения: 904
- Зарегистрирован: 03 сен 2011, 06:30
- Откуда: Новосибирск, Бердск
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Pomm писал(а):Насчет косы - абсолютная правда. И хорошо бы платок отодрать...Пусть будет просто повязан. Коса нужна, спору нет. И еще мне очень понравился журнал. Почитала с удовольствием. Я не спец в народных костюмах или обрядовых куклах, поэтому мне было интересно. Там еще и песенка, и дразнилки. Детям вообще должно понравиться. И иллюстрации хорошие.
Ну прям соблазняете!!! А ведь я не собиралась первый номер покупать! Теперь вот думаю...ах, какая я неустойчивая!...
- Plyushka
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2153
- Зарегистрирован: 09 сен 2011, 23:41
- Откуда: Мытищи, МО
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Мучало меня отсутствие косы, пока не покрасила, не приклеила и не заплела - вчера спать идти не могла... Ну и маленькие доделочки, не противоречащие истории костюма, вычитанной в журнале.
Коса - почти идеально попала в цвет чёлки...
Ну и доход модниц - Москвичек, думаю, позволял сапожки мехом оторачивать:
Коса - почти идеально попала в цвет чёлки...
Ну и доход модниц - Москвичек, думаю, позволял сапожки мехом оторачивать:
- Dina Phuntsok
- Мир кукол зовет...
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 09 апр 2011, 12:28
- Откуда: Москва
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Plyushka, куколка получилась замечательная! Особенно коса порадовала. У меня теперь тоже есть Московская красавица, сегодня купила. Очень приятно то, что она в полушубке - люблю всё мягкое и тёплое! И цвета именно у этой куколки подобраны удачно. Буду собирать по возможности!
Журнал интересный, и куклы обещают быть колоритными. Только костюм Калмычки не очень понравился, в реальности он намного красочнее, и блуза как правило светлая. Хорошо бы народы бывших Союзных республик выпустили!
Журнал интересный, и куклы обещают быть колоритными. Только костюм Калмычки не очень понравился, в реальности он намного красочнее, и блуза как правило светлая. Хорошо бы народы бывших Союзных республик выпустили!
Последний раз редактировалось Dina Phuntsok 28 сен 2017, 10:50, всего редактировалось 1 раз.
- Dina Phuntsok
- Мир кукол зовет...
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 09 апр 2011, 12:28
- Откуда: Москва
Re: "Дамы эпохи. Моя коллекция кукол"
Alena Doll писал(а):Да, такие куклы гораздо интересней и вот их, действительно, хочется собрать всех. К тому же, я так поняла, костюмы делает "Потешный промысел", это тебе не Китай. Хохлушку так охота, сил нет я бы из нее Солоху сконтролила Были бы у меня Маргарита, Сонечка и Солоха
Мне Хохлушка тоже больше всех понравилась на промке. Если будет возможность - две точно куплю!
-
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2656
- Зарегистрирован: 21 окт 2009, 16:12
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Я купила двоих. Одну оставлю москвичкой, а из другой цыганку сделаю.
Смущает меня только запАх полушубка левой полой наверх. Насколько помню, женский запАх - правой. Потому что на левой обычно ребёнок сидит.
Ну и в журнале нашла несколько сомнительных утверждений. Не знаю, насколько там участвовал институт этнографии, но ляпы уж очень подозрительные! Прокомментирую после ужина, в чём суть.
2 Plyushka, я бы посоветовала из-под красной юбки выпустить краешек подола нижней белой, а не надевать две одинаковые юбки. Так не носили нигде, даже у цыганок. А если ещё и передничек повязать - вообще будет конфетка!
А что до сапожек - лучше бы производители куколку в валеночки одели. Зима же, морозы! Какие, нафиг, сапоги - тем более, что они вряд ли на меху! "Наша национальная зимняя обувь - валенки!" (с) Печкин.
Я вот думаю - мож как-то своей барышне ножки чем-то ворсистым оклеить - типа, валенки...
ПС. Я не назову себя супер-знатоком русского народного костюма, но без лживой скромности могу сказать, что знаю по нему довольно много. Так что, коллеги, время от времени буду тут "выступать" с найденными "ляпами" - уж не обессудьте.
Смущает меня только запАх полушубка левой полой наверх. Насколько помню, женский запАх - правой. Потому что на левой обычно ребёнок сидит.
Ну и в журнале нашла несколько сомнительных утверждений. Не знаю, насколько там участвовал институт этнографии, но ляпы уж очень подозрительные! Прокомментирую после ужина, в чём суть.
2 Plyushka, я бы посоветовала из-под красной юбки выпустить краешек подола нижней белой, а не надевать две одинаковые юбки. Так не носили нигде, даже у цыганок. А если ещё и передничек повязать - вообще будет конфетка!
А что до сапожек - лучше бы производители куколку в валеночки одели. Зима же, морозы! Какие, нафиг, сапоги - тем более, что они вряд ли на меху! "Наша национальная зимняя обувь - валенки!" (с) Печкин.
Я вот думаю - мож как-то своей барышне ножки чем-то ворсистым оклеить - типа, валенки...
ПС. Я не назову себя супер-знатоком русского народного костюма, но без лживой скромности могу сказать, что знаю по нему довольно много. Так что, коллеги, время от времени буду тут "выступать" с найденными "ляпами" - уж не обессудьте.
- Plyushka
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2153
- Зарегистрирован: 09 сен 2011, 23:41
- Откуда: Мытищи, МО
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin, спасибо за советы и конструктивную критику! Учту. И тоже вопрос изучать буду - интересно очень!
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin писал(а):Так что, коллеги, время от времени буду тут "выступать" с найденными "ляпами" - уж не обессудьте.
Это очень ценно. По крайней мере если уж что-то переделывать, так так, чтоб это было правильно. Не зря тратить свои силы. Поэтому будем ждать комментариев и разъяснений с нетерпением. Про валенки: а их же свалять можно.
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Я тоже купила первый выпуск, журнал интересный,и куколка хорошенькая. Куплю еще Карачаевскую девушку,мне она больше всех понравилась,и лицо и костюм. а у калмыцкой девушки красивое, а остальные девушки лицом похожи...
-
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2656
- Зарегистрирован: 21 окт 2009, 16:12
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Спасибо за понимание, коллеги! Я в вас не ошиблась.)))
Итак - ляпы. Ну, может, и не ляпы - но большинство источников по костюму и традициям считает не так, как в журнале.
1. Страница 8.
Древние понёвы действительно шились из трёх полотнищ и были распашными (а самые древние - вообще представляли три отдельных полотнища на одном поясном шнуре-стяжке). Четвёртое - прошва - появилось уже как следствие развития этого вида одежды. Прошва сперва была временным полотнищем и вшивалась на живую нитку. Потом стали уже делать её постоянной. Но и то - "глухую" понёву с прошвой носили не во всех регионах (в основном - в южных). А в Московской губернии понёвы давным-давно, "ещё при царе Горохе" сменились сарафанами. Прошва действительно делалась из другой ткани, нежели понёва, но что касается цветов...
Дело в том, что по расцветке понёвы можно было отличить регион проживания её владелицы. Фон мог быть синим, чёрным, красным, даже (локально и редко) жёлтым. По фону непременно шли клетки - белые, красные и пр. То есть, ткань понёвы однотонно-синей или красной не была. И ВСЕ ТРИ полотнища были из одной ткани. Если и отличалась тканью и/или цветом - так это прошва - ЧЕТВЁРТОЕ полотнище.
Не знаю, откуда автор статьи взял, что именно третье полотнище ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть БЕЛЫМ... Дело в том, что белый цвет у славянских и родственных им народов всегда был траурным. И белая прошва понёвы - это как раз-таки знак траура. Может, какой-то древний путешественник типа Олеария или Ибн-Фадлана увидел в Московской земле женщину в траурной понёве, зарисовал её - а потом все вдруг решили, что так ходили все женщины (напоминаю, понёва в Московской земле стала архаикой ОЧЕНЬ давно!). И пошло-поехало.
Правда, у того же Ф.Ф. Пармона (автора довольно интересной монографии "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества"), есть прямым текстом: "Знаком отличия понёвы молодых женщин была вышитая прошва белого цвета". Но ведь прошва - четвёртое полотнище, а не третье!
Я не в курсе, где ФФ почерпнул эти сведения - возможно, они и подлинные. Но лично я как-то больше доверяю древним традициям применения цветов в костюме. А традиции относят белую прошву и (кстати) белые повойники (которые шапочками) именно к траурному костюму.
ПС. Закрадывается мысль: а не приняли ли за "обязательное белое полотнище спереди"... передник?
2. Страница 10.
Фотография "кокошника начала 19 века".
Я этот "кокошник" видела в других источниках, и даже видела мастер-класс по его изготовлению (да чего там - он у меня есть! В вырезках журнала "Народное творчество"). И там русским по белому видно, что это - не кокошник (закрытый женский убор), а повязка - открытый девичий! Хотя, кто знает - могли и на девичью повязку пришить дно, превратив её в женский убор... Мало ли курьёзов! Но всё равно этот убор не Московской губернии, а более северного региона - сейчас не упомню точно, но то ли Вологда, то ли Архангельск. В Москве кокошники всё больше расширяющиеся кверху носили - если мне багаж знаний ни с кем не изменяет.
3. Страница 18.
НИ ОДИН здравомыслящий восточный славянин НИ ПОД КАКИМ ВИДОМ не станет рисовать кукле лицо - и уж тем более класть ЭТО в люльку к малышу! И именно потому, что, согласно поверью, в кукле из-за этого появляется жизнь. И не оберегать эта жизнь может, а вредить и губить! Древнее поверье гласит: если нарисовать кукле лицо - в неё может вселиться злой дух и навредить ребёнку. Или кукла отнимет у него душу и оживёт (ср. представления о душе у древних египтян: не зря у бюста Нефертити не закончен один глаз - бюст делался при жизни царицы, и нельзя было допустить, чтобы душа её перешла в статую).
Так что, лица тряпичным куклам не рисовали вплоть до самого исчезновения этого вида рукоделия из русского быта (прим. 30-е гг 20 в). Правда, чаще всего поясняли это тем, что "не принято". А почему - мало кто мог объяснить - забылось поверье. Просто: бабки не рисовали - и нам не с руки. Рисованное лицо у деревенских тряпичек появилось под влиянием заводской, "городской" игрушки - типа того, чтоб "как в городе". В отдельных местностях могли вместо черт лица рисовать крест (брови и нос). И всё!
Что касается обозначения пупка - вот тут я честно ничего не могу сказать. Может, и впрямь обозначали (хотя где там этот пупок в пеленашке виден?). Подмосковные кустарные и заводские игрушечные промыслы неплохо изучены в книге Галины Дайн "Игрушечных дел мастера". Есть там и пеленашки. Но о пупках - ни слова!
Чего-то, если честно, мне эта информация о пупках как центре соединения человеческих сил, применительно к русской тряпичке, кажется подозрительной. Знаете, как-то попахивает новомодными увлечениями псевдославянской эзотерикой, чакрами, ролью древних славян в расцвете цивилизаций Древнего Шумера и Египта (много сейчас подобной "литературы"!)... Насочинять можно много чего. И наделать на основе этого "традиционных народных" промыслов - в том числе и тряпичных кукол. Вопрос - где научно и исторически подтверждённые факты? И главное - старинные образцы?
4. Собственно - сама кукла.
Не зря она показалась мне подозрительной! ЗапАх полушубка у неё действительно не на ту сторону! Сверху должна быть правая пола, а тут - левая. Посмотрите хотя бы в том же журнале картину "Рыночный день..." Горышкина-Сорокопудова (стр. 5) и картину Иванова "Семья" (стр. 21). Или сами попробуйте походить в одежде, запахнутой левой полой сверху. Удобно?
Так что, своей "московитке" я буду полушубок перешивать на правильную сторону.
И в завершении скажу ещё: я могу и ошибаться по поводу белых прошв, кукольных пупков, лиц и региональной принадлежности того головного убора. Но как бы, за что купила - за то продаю, я оперирую имеющейся у меня информацией. Может быть этнографы уже успели нарыть какие-нибудь новые данные - я спорить не буду. Но лично мне как-то странно видеть такие сомнительные места в серии, которую курирует аж Институт Этнографии! Что-то они там явно не доработали, вот чует моё сердце!
ПС. Извините за "многабукафф" Читайте нужные книги, ищите информацию, "копайте"... Я вам только дала подсказку. Остальное - если интересно - сами!
Итак - ляпы. Ну, может, и не ляпы - но большинство источников по костюму и традициям считает не так, как в журнале.
1. Страница 8.
...понёвы шились из трёх полотнищ разного цвета. Два полотна могли быть синего или красного цвета, а одно полотно, спереди, обязательно белым... (пометки цветом - мои)
Древние понёвы действительно шились из трёх полотнищ и были распашными (а самые древние - вообще представляли три отдельных полотнища на одном поясном шнуре-стяжке). Четвёртое - прошва - появилось уже как следствие развития этого вида одежды. Прошва сперва была временным полотнищем и вшивалась на живую нитку. Потом стали уже делать её постоянной. Но и то - "глухую" понёву с прошвой носили не во всех регионах (в основном - в южных). А в Московской губернии понёвы давным-давно, "ещё при царе Горохе" сменились сарафанами. Прошва действительно делалась из другой ткани, нежели понёва, но что касается цветов...
Дело в том, что по расцветке понёвы можно было отличить регион проживания её владелицы. Фон мог быть синим, чёрным, красным, даже (локально и редко) жёлтым. По фону непременно шли клетки - белые, красные и пр. То есть, ткань понёвы однотонно-синей или красной не была. И ВСЕ ТРИ полотнища были из одной ткани. Если и отличалась тканью и/или цветом - так это прошва - ЧЕТВЁРТОЕ полотнище.
Не знаю, откуда автор статьи взял, что именно третье полотнище ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть БЕЛЫМ... Дело в том, что белый цвет у славянских и родственных им народов всегда был траурным. И белая прошва понёвы - это как раз-таки знак траура. Может, какой-то древний путешественник типа Олеария или Ибн-Фадлана увидел в Московской земле женщину в траурной понёве, зарисовал её - а потом все вдруг решили, что так ходили все женщины (напоминаю, понёва в Московской земле стала архаикой ОЧЕНЬ давно!). И пошло-поехало.
Правда, у того же Ф.Ф. Пармона (автора довольно интересной монографии "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества"), есть прямым текстом: "Знаком отличия понёвы молодых женщин была вышитая прошва белого цвета". Но ведь прошва - четвёртое полотнище, а не третье!
Я не в курсе, где ФФ почерпнул эти сведения - возможно, они и подлинные. Но лично я как-то больше доверяю древним традициям применения цветов в костюме. А традиции относят белую прошву и (кстати) белые повойники (которые шапочками) именно к траурному костюму.
ПС. Закрадывается мысль: а не приняли ли за "обязательное белое полотнище спереди"... передник?
2. Страница 10.
Фотография "кокошника начала 19 века".
Я этот "кокошник" видела в других источниках, и даже видела мастер-класс по его изготовлению (да чего там - он у меня есть! В вырезках журнала "Народное творчество"). И там русским по белому видно, что это - не кокошник (закрытый женский убор), а повязка - открытый девичий! Хотя, кто знает - могли и на девичью повязку пришить дно, превратив её в женский убор... Мало ли курьёзов! Но всё равно этот убор не Московской губернии, а более северного региона - сейчас не упомню точно, но то ли Вологда, то ли Архангельск. В Москве кокошники всё больше расширяющиеся кверху носили - если мне багаж знаний ни с кем не изменяет.
3. Страница 18.
Особо почитались куклы-пеленашки, которых делали из куска поношенной одежды в виде завёрнутого в пелёнки младенца. Кукле рисовали лицо и обозначали пупок - центр соединения всех человеческих сил. Люди верили, что таким образом в куклу вселяется жизнь. Считалось, если пеленашку положить в люльку к ребёнку - она защитит его до самого крещения...
НИ ОДИН здравомыслящий восточный славянин НИ ПОД КАКИМ ВИДОМ не станет рисовать кукле лицо - и уж тем более класть ЭТО в люльку к малышу! И именно потому, что, согласно поверью, в кукле из-за этого появляется жизнь. И не оберегать эта жизнь может, а вредить и губить! Древнее поверье гласит: если нарисовать кукле лицо - в неё может вселиться злой дух и навредить ребёнку. Или кукла отнимет у него душу и оживёт (ср. представления о душе у древних египтян: не зря у бюста Нефертити не закончен один глаз - бюст делался при жизни царицы, и нельзя было допустить, чтобы душа её перешла в статую).
Так что, лица тряпичным куклам не рисовали вплоть до самого исчезновения этого вида рукоделия из русского быта (прим. 30-е гг 20 в). Правда, чаще всего поясняли это тем, что "не принято". А почему - мало кто мог объяснить - забылось поверье. Просто: бабки не рисовали - и нам не с руки. Рисованное лицо у деревенских тряпичек появилось под влиянием заводской, "городской" игрушки - типа того, чтоб "как в городе". В отдельных местностях могли вместо черт лица рисовать крест (брови и нос). И всё!
Что касается обозначения пупка - вот тут я честно ничего не могу сказать. Может, и впрямь обозначали (хотя где там этот пупок в пеленашке виден?). Подмосковные кустарные и заводские игрушечные промыслы неплохо изучены в книге Галины Дайн "Игрушечных дел мастера". Есть там и пеленашки. Но о пупках - ни слова!
Чего-то, если честно, мне эта информация о пупках как центре соединения человеческих сил, применительно к русской тряпичке, кажется подозрительной. Знаете, как-то попахивает новомодными увлечениями псевдославянской эзотерикой, чакрами, ролью древних славян в расцвете цивилизаций Древнего Шумера и Египта (много сейчас подобной "литературы"!)... Насочинять можно много чего. И наделать на основе этого "традиционных народных" промыслов - в том числе и тряпичных кукол. Вопрос - где научно и исторически подтверждённые факты? И главное - старинные образцы?
4. Собственно - сама кукла.
Не зря она показалась мне подозрительной! ЗапАх полушубка у неё действительно не на ту сторону! Сверху должна быть правая пола, а тут - левая. Посмотрите хотя бы в том же журнале картину "Рыночный день..." Горышкина-Сорокопудова (стр. 5) и картину Иванова "Семья" (стр. 21). Или сами попробуйте походить в одежде, запахнутой левой полой сверху. Удобно?
Так что, своей "московитке" я буду полушубок перешивать на правильную сторону.
И в завершении скажу ещё: я могу и ошибаться по поводу белых прошв, кукольных пупков, лиц и региональной принадлежности того головного убора. Но как бы, за что купила - за то продаю, я оперирую имеющейся у меня информацией. Может быть этнографы уже успели нарыть какие-нибудь новые данные - я спорить не буду. Но лично мне как-то странно видеть такие сомнительные места в серии, которую курирует аж Институт Этнографии! Что-то они там явно не доработали, вот чует моё сердце!
ПС. Извините за "многабукафф" Читайте нужные книги, ищите информацию, "копайте"... Я вам только дала подсказку. Остальное - если интересно - сами!
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin, спасибо за столь интересный пост. При прочтении журнала, я сразу заподозревала что-то неладное насчет поневы, т.к. даже в художественной литературе поневы описываются разноцветными, в клетку...и каждая расцветка несла свою смысловую нагрузку.
- Plyushka
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2153
- Зарегистрирован: 09 сен 2011, 23:41
- Откуда: Мытищи, МО
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin, большое спасибо за столь познавательный рассказ!
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin, спасибо! С интересом все прочитала. Насчет лица у кукол - даже я знаю, что никогда не рисовали. И белый цвет действительно траурный. Поэтому невесту и наряжали в белое, и покрывали белым покрывалом - как саваном: считалось, что для своего рода она умерла. А после свадьбы она принадлежит уже роду мужа. И вовсе это не цвет невинности.
-
- Dolls, dolls, dolls
- Сообщения: 2656
- Зарегистрирован: 21 окт 2009, 16:12
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Рада была внести вклад в дело просвещения! Действительно: такая серьёзная "контора" как Институт этнографии могла бы и повнимательнее отнестись к тому, что пишут в этих статьях! Раз уж проект совместно с ним!
А теперь - моя первая куколка этой серии. В частично переделанном костюме (только косы ещё нет, зато под юбкой - рубашечка!)
Знакомьтесь - Варенька.
ПС. Я купила 2 куклы (пока они дешёвые), из второй буду делать цыганочку. А её полушубок уже прихватизировала монстряшка Дина. Кстати, ей по размеру!
А теперь - моя первая куколка этой серии. В частично переделанном костюме (только косы ещё нет, зато под юбкой - рубашечка!)
Знакомьтесь - Варенька.
ПС. Я купила 2 куклы (пока они дешёвые), из второй буду делать цыганочку. А её полушубок уже прихватизировала монстряшка Дина. Кстати, ей по размеру!
- Farfallina
- Куклы? Обожаю!
- Сообщения: 136
- Зарегистрирован: 06 окт 2010, 10:49
Re: Серия "Куклы в народных костюмах" (аналог "Дам Эпохи")
Tatin, спасибо Вам большое за столь подробные пояснения! Вы развеяли мои сомнения о том, нужен ли мне этот журнал или нет. Я подозревала, что будут косяки (часто вижу, что ляпают у нас что хотят и продают это под видом "традиционной" одежды, постоянно пояса не на ту сторону повязывают и т.п.), но они затронули святое - русскую традиционную куклу
Я чуть больше года ими интересуюсь, сама делаю, собираю информацию, читаю, что пишут мастерицы, которые передают кукол. И действительно, никогда русской традиционной кукле лицо не рисовали, про пупок тоже ни разу вообще нигде не встречалась мне информация! Только кресты обережные красными нитками мотались на теле.
Я чуть больше года ими интересуюсь, сама делаю, собираю информацию, читаю, что пишут мастерицы, которые передают кукол. И действительно, никогда русской традиционной кукле лицо не рисовали, про пупок тоже ни разу вообще нигде не встречалась мне информация! Только кресты обережные красными нитками мотались на теле.
Вернуться в «Другие коллекционные куклы»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей