Скрытый контент: показать
Хранители всех кукол, представленных на выставке – коллекционеры из Санкт-Петербурга Ольга и Геннадий Прокофьевы. Кстати, слово «коллекционер» они не очень-то любят, говорят, что куклы – это часть их семьи. Куклы к ним попадают по-разному – покупаются на зарубежных аукционах, на российских сайтах с частными объявлениями, в антикварных магазинах. Порой люди сами звонят им и предлагают забрать у них кукол, ставших ненужными. В руках Ольги Павловны и ее супруга куклы обретают вторую жизнь. Даже если осталась только голова, она непременно станет полноценной куклой, а если у нее еще и механизм был, то глава семьи сделает все, чтобы восстановить его.
Главный инициатор и вдохновитель в семье – Ольга Павловна. С ней куклы идут по жизни более сорока лет. Началось все в детстве. «Жила была девочка. И было у нее две любимых куклы. Катя и Димка. Однажды мама и папа решили, что девочка уже выросла и пока она была в школе, отдали Катю и Димку соседним ребятишкам… Больше папа и мама никогда так не поступали, потому что у девочки от горя поднялась температура, и она заболела», - рассказывает Ольга Павловна. Став взрослой, она продолжала искать таких кукол, как ее Катя и Димка. И нашла. «Когда Димка вернулся домой, я достала его из почтовой коробки и заплакала. Вспомнила все - как Димку мне дарили на день рождения, как он замечательно пах новой пластмассой. На несколько мгновений я стала маленькой девочкой, стоящей посередине кухни с Димкой в руках, а рядом стояла мама…», - вспоминает Ольга Прокофьева.
Именно Катя и Димка стали основоположниками большой коллекции. Сейчас в ней около 700 самых разных кукол: антикварных, винтажных, авторских. Практически за каждой куклой стоит целая история. Красавицу Агату страшно брать в руки, у антикварки какое-то необычайно одухотворенное лицо, платье ее сшито из ткани времен Павла Первого, и проржавевший механизм до сих пор работает – звук волшебный, как у музыкальной шкатулки. «Есть куклы старые и приходят из ниоткуда. Но берешь ее в руки, и она сама тебе рассказывает, через что прошла. Например, две эти маленькие куклы пережили блокаду Ленинграда. Хозяйка одной из кукол, блокадный ребенок, умерла в 18 с половиной лет накануне свадьбы от сердечного приступа. Ее мама всю жизнь хранила эту куклу в память о своей дочери. Когда женщины не стало, наследники вступили в права, и дети ее разбили в первый же день. А эта кукла приехала с семьей в Петербург в 30-е годы прошлого века, и прожила все время в одной квартире. Умирает бабушка, квартира достается внучке, раздается телефонный звонок: «Оля, или вы забираете куклу, или мы ее выбрасываем, я ее боюсь», - рассказывает Ольга Павловна.
В коллекции много кукол, выпущенных на советских игрушечных фабриках - «Ленигрушка», Московская фабрика сувенирных и подарочных игрушек, Московская фабрика игрушек им. 8 марта и других. «Несколько лет назад у нас наступил период советских кукол. Мы поняли, что они исчезают, ломаются, теряются. Их было много, и они все такие разные!», - говорит Ольга Прокофьева. На выставке многие посетители смогли найти «своих» кукол, которыми они играли в детстве.
Особый вид кукол – кукла авторская, выполненная современными мастерами. В коллекции семьи Прокофьевых они тоже есть. Вот, например, Саския, созданная московской художницей Мариной Егоровой. Она словно сошла с полотна «Портрет трехлетней девочки» голландского художника Изака Клас ван Сваненбюрга. Этот образ не отпускал Ольгу Павловну с тех пор, как она увидела картину в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. И тогда она обратилась к Марине Егоровой: «Я влюбилась в картину, помоги!». Кукла получилась гораздо более живой и настоящей, чем живописный образ из 16-го века.
«Как реагируют люди, когда узнают, что вы «играете» в куклы?», - спрашиваю у Ольги Павловны. Она отвечает: «По-разному. Те, кто общаются с нами, мои знакомые и друзья, играют все. Есть люди, которые кукол боятся. Есть люди, для которых куклы - это детство, они приходят: «Ой, какая Нэнси», я им куклу даю в руки, и они начинают играть. Сейчас много людей играют в куклы. Магия кукол в том, что практически у каждой есть история, которая тянет за собой целый букет впечатлений и эмоций. Это не передать словами, это можно только почувствовать».
Выставка в Костроме будет работать до июня.
Главный инициатор и вдохновитель в семье – Ольга Павловна. С ней куклы идут по жизни более сорока лет. Началось все в детстве. «Жила была девочка. И было у нее две любимых куклы. Катя и Димка. Однажды мама и папа решили, что девочка уже выросла и пока она была в школе, отдали Катю и Димку соседним ребятишкам… Больше папа и мама никогда так не поступали, потому что у девочки от горя поднялась температура, и она заболела», - рассказывает Ольга Павловна. Став взрослой, она продолжала искать таких кукол, как ее Катя и Димка. И нашла. «Когда Димка вернулся домой, я достала его из почтовой коробки и заплакала. Вспомнила все - как Димку мне дарили на день рождения, как он замечательно пах новой пластмассой. На несколько мгновений я стала маленькой девочкой, стоящей посередине кухни с Димкой в руках, а рядом стояла мама…», - вспоминает Ольга Прокофьева.
Именно Катя и Димка стали основоположниками большой коллекции. Сейчас в ней около 700 самых разных кукол: антикварных, винтажных, авторских. Практически за каждой куклой стоит целая история. Красавицу Агату страшно брать в руки, у антикварки какое-то необычайно одухотворенное лицо, платье ее сшито из ткани времен Павла Первого, и проржавевший механизм до сих пор работает – звук волшебный, как у музыкальной шкатулки. «Есть куклы старые и приходят из ниоткуда. Но берешь ее в руки, и она сама тебе рассказывает, через что прошла. Например, две эти маленькие куклы пережили блокаду Ленинграда. Хозяйка одной из кукол, блокадный ребенок, умерла в 18 с половиной лет накануне свадьбы от сердечного приступа. Ее мама всю жизнь хранила эту куклу в память о своей дочери. Когда женщины не стало, наследники вступили в права, и дети ее разбили в первый же день. А эта кукла приехала с семьей в Петербург в 30-е годы прошлого века, и прожила все время в одной квартире. Умирает бабушка, квартира достается внучке, раздается телефонный звонок: «Оля, или вы забираете куклу, или мы ее выбрасываем, я ее боюсь», - рассказывает Ольга Павловна.
В коллекции много кукол, выпущенных на советских игрушечных фабриках - «Ленигрушка», Московская фабрика сувенирных и подарочных игрушек, Московская фабрика игрушек им. 8 марта и других. «Несколько лет назад у нас наступил период советских кукол. Мы поняли, что они исчезают, ломаются, теряются. Их было много, и они все такие разные!», - говорит Ольга Прокофьева. На выставке многие посетители смогли найти «своих» кукол, которыми они играли в детстве.
Особый вид кукол – кукла авторская, выполненная современными мастерами. В коллекции семьи Прокофьевых они тоже есть. Вот, например, Саския, созданная московской художницей Мариной Егоровой. Она словно сошла с полотна «Портрет трехлетней девочки» голландского художника Изака Клас ван Сваненбюрга. Этот образ не отпускал Ольгу Павловну с тех пор, как она увидела картину в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. И тогда она обратилась к Марине Егоровой: «Я влюбилась в картину, помоги!». Кукла получилась гораздо более живой и настоящей, чем живописный образ из 16-го века.
«Как реагируют люди, когда узнают, что вы «играете» в куклы?», - спрашиваю у Ольги Павловны. Она отвечает: «По-разному. Те, кто общаются с нами, мои знакомые и друзья, играют все. Есть люди, которые кукол боятся. Есть люди, для которых куклы - это детство, они приходят: «Ой, какая Нэнси», я им куклу даю в руки, и они начинают играть. Сейчас много людей играют в куклы. Магия кукол в том, что практически у каждой есть история, которая тянет за собой целый букет впечатлений и эмоций. Это не передать словами, это можно только почувствовать».
Выставка в Костроме будет работать до июня.
Текст написан мной. Фото Николая Суворова.